3 июня Арега Щепихина похитили на Ярославском вокзале. В соцсетях распространяли снятые очевидцами записи, на которых Щепихина в автомобиль укладывают в багажник люди, оказавшиеся силовиками из Чечни.
Впоследствии власти республики настаивали, что Щепихин «был не похищен, а задержан». В отношении шестерых мужчин завели уголовное дело о превышении полномочий и похищении человека (статьи 286 и 126 УК), их отпустили под подписку о невыезде. Сам Щепихин остался в СИЗО.
Дело Арега Щепихина расследовали за полтора месяца. В обвинительном заключении прокуратуры упоминается три видео: в первом, записанном 2 июня на Краснопресненской набережной, Щепихин оскорблял мусульман и требовал от них покинуть Россию. В двух других, записанных на следующий день, прокуратура усмотрела призывы к экстремизму.
На прошлом заседании суд лишь продлил Арегу Щепихину арест на полгода. Сам блогер так прокомментировал свое дело в суде: «Половина следователей под наркотой была. Это группа, цепочка людей-наркоманов в один день все высрала. Я знаю, кто это делает, кто меня посадил, я нашел этого человека. Я свое дело практически раскрыл».
На заседание по делу Арега Щепихина пришли десять журналистов. Оно начинается с того, что защитник Андрей Безверхний выходит из дела, так как соглашение с ним было заключено только на время предварительного следствия. В зале присутствует вызванный адвокат по назначению Сотникова.
Сам Щепихин не возражает и говорит «огромное спасибо» на прощание адвокату Безверхнему.
Гособвинитель начинает оглашать суть обвинения. Щепихина обвиняют в оскорблении чувств верующих, а именно мусульман. 2 июня 2025 года он выложил видео в Instagram, где «в качестве объекта преступного посягательства» выбрал мусульманские святыни, включая самого Аллаха и Коран.
Эксперты усмотрели в словах Щепихина признаки оскорбления чувств верующих и угрозы насилия по признакам национальности, а именно в адрес чеченцев.
По статье об унижении достоинства по признакам национальности Щепихина обвиняют за сделанное 3 июня видео около башни «Империя» в Москва-Сити. В нем эксперты увидели угрозы в адрес «чеченцев, дагестанцев, представителей народов Кавказа, евреев и мусульман». То же видео от 3 июня легло в основу обвинения по статье о призывах к экстремизму.
Прокурор практически не приводит содержание самих видео, которые до удаления были растиражированы, но периодически напоминает, что там были высказывания типа «твою чеченскую маму...».
Речь идет про видео, которое Арег Щепихин опубликовал за день до похищения, он обращается к неизвестному: «Еще раз повторяю — твою чеченскую маму ебал, ваши чеченские семьи ебал». Само видео было подписано так: «Никого вы не уговорите здесь! Ты чеченец врешь! Вы чеченцы позор!».
Арег Щепихин говорит, что обвинение ему понятны и он признает вину.
После этого он начинает зачитывать с листа обещанную речь, первые фразы которой сводятся к тому, что следователи и оперативники — «наркоманы».
По словам Щепихина, были нарушены процессуальные нормы проведения следственных действий, его избивали. Он просит представить фото «всех семи похитителей» и показать их по центральному телевидению, «чтобы все люди знали».
Щепихин просит не признавать его подпись под документом от 4 июля 2025 года, так как на него оказывалось давление следователем Сафаровым, которого Щепихин и называл «наркоманом».
«Видео опубликованы не были. Они изъяты из архива памяти инстаграм моего личного, у них ноль просмотров», — продолжает Щепихин, объясняя, что все это нашли у него в телефоне.
При этом сам аккаунт уже был заблокирован, то есть следствие использовало неопубликованные видео из заблокированного аккаунта, настаивает обвиняемый.
Щепихин считает содержание его в СИЗО чрезмерно суровым и просит его отпустить, он «ответственно клянется» не заниматься преступной деятельностью и никому не угрожать. Он просит учесть, что у него на иждивении малолетний ребенок и престарелая мать.
Щепихин продолжает путано читать разные бумаги, которые будто бы заготовлены еще для заседания по мере пресечения, которые состоялись в июле. Так, он рассказывает, что только к 5 июля смог «прийти в состояние психической стабильности» и разобрался в своем деле.
Последняя оглашенная бумага датирована 17 июля, в ней Щепихин говорит о давлении на очной ставке.
«Я своими словами скажу. 148-ю статью меня заставили просто подписать», — Щепихин опускает бумаги и начинает говорить самостоятельно. Он говорит, что первое из трех видео появилось из архива в его телефоне, он сам его не публиковал.
По словам Щепихина, ему не дали прочитать примерно половину его уголовного дела. Он настаивает, что его аккаунтом в инстаграме «завладели» через ноутбук или телефон. Он садится.
Щепихин добавил, что отказался от услуг адвоката Безверхних, так как у него просто нет на это денег. Защитник по назначению отказывается от выступления на этой стадии.
Судья Абрамова просит Щепихина пояснить, просит ли он изменить ему меру пресечения прямо сейчас. «Если это возможно, было бы прекрасно», — отвечает Щепихин.
Адвокат Оксана Сотникова охотно поддерживает изменение меры пресечения на домашний арест. Прокурор Зотова выступает против.
Судья Елена Абрамова уходит в совещательную комнату и спустя всего пять минут возвращается с решением — не отпускать Арега Щепихина из СИЗО.
По совету адвоката Щепихин говорит, что будет давать показания в конце процесса, как обычно и происходит. Прокурор Зотова предлагает начать с оглашения материалов дела, а потом вызвать свидетелей.
В деле сразу же говорится, что следователь сначала увидел не сам инстаграм Щепихина, а запись в некоем телеграм-канале, где опубликовали его видео — ни даты публикаций, ни названия телеграм-каналов прокурор не называет.
В деле есть заявление от Асламбека Ахметова на имя министра внутренних дел Чечни, датированное 4 июня, где говорится, что Щепихин разместил видео с признаками оскорблений чувств верующих и унижения по национальному признаку.
Следующее аналогичное заявление — от Рамазана Ахматова. Там уже специально говорится о видео от 2 июня, публикацию которого Щепихин отрицает. Ахматов пишет в МВД Чечни, что Щепихин оскорблял Аллаха.
5 июня Делимхан Магометов написал в МВД Чечни просьбу «принять меры» по поводу видео от 3 июня. Всего в деле четыре таких заявления на имя главы МВД Чечни, все они примерно похожи по содержанию.
5 июня у Щепихина провели обыск, изъяли в том числе его макбук. В деле подробно описано, как следователь осматривал приложение инстаграма в iPhone 12 Pro, изъятом у Щепихина.
Следователь также вывозил Щепихина на «место происшествия» к «Москва-Сити».
По поводу видео, на которых построено дело, в материалах следствия говорится, что они «извлечены из учетной записи» Щепихина в инстаграме. На записи около «Москва-Сити», в частности, было более семи тысяч просмотров.
«… и далее нецензурная брань», — завершает прокурор Зотова короткую цитату из видео, где Щепихин призывает армян присоединиться к нему.
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне