Об обысках у сотрудников Baza стало известно утром 22 июля.
Хотя генеральный директор издания Анатолий Сулейманов сказал, что обыски в редакции «очень сильно вряд ли» связаны с публикацией утечек от силовиков, вскоре МВД отчиталось о задержании полицейских из трех регионов по делу о сливе служебной информации.
Еще через несколько часов стало известно, что двоих сотрудников Baza задержали по делу о даче взятки. Это главред канала Глеб Трифонов и продюсер Татьяна Лукьянова.
На следующий день стало известно, что главного редактора Baza Трифонова на обыске заставили разблокировать телефон, угрожая «отхуярить до смерти».
Трифонов и Лукьянова отрицают, что покупали сводки у силовиков.
«Коммерсант» пишет, что «журналисты, которых допросили, сообщили СКР, что приобретали информацию и видео за деньги, но речь не шла о происшествиях, а о спортивных или светских событиях».
Глеба Трифонова провели в зал суда.
«Будьте добры, Арама Ашотовича [Габрелянова] пропустите сначала. А потом пройдете», — расталкивает коллег одна из журналисток.
Издатель Арам Габрелянов — основатель холдинга News Media, в котором начинал карьеру сооснователь Baza Никита Могутин и другие сотрудники издания.
Судья Устинов открывает заседание.
Трифонова обвиняют по трем эпизодам взятки по части 4 статьи 291 УК. Он бодро называет свои анкетные данные и рад видеть столько коллег в зале.
Адвокат Алексей Михальчик рассказал «Осторожно, новости», что «единственным доказательством в деле Трифонова стало его фото с банкомата».
Глеб Трифонов. Фото: Медиазона
Адвокат Алексей Михальчик объявляет, что снаружи зала ожидают трое свидетелей, которые готовы рассказать о личности Трифонова. «Большое количество коллег выразили желание направить поручительные письма», — добавляет защитник.
Он также просит приобщить к делу благодарственное письма от консервативного движения «Сорок сороков», характеристику от работодателя, фонда «Время и детство», SakhaMedia, фонда «Мир детей», поручительство от журналистки Юнии Пугачевой.
Адвокат приобщает документы о собственности на жилье, об иждивенцах и передает суду диплом финалиста премии «Блогер года».
Следователь Лойко зачитывает суть ходатайства. Трифонова обвиняют в трех преступлениях, следствие считает, что он может скрыться и «обладает связями с представителями СМИ и сотрудниками правоохранительных органов».
СК просит арестовать Трифонова до 20 сентября 2025 года. Прокурор Ишкова кратко соглашается.
Внезапно возникает пауза. Судья Устинов молча изучает документы, которые передала защита.
— Несколько копий зачем передали?
— Ваша честь, прошу прощения, — встает адвокат Михальчик.
— Вы для чего подошли? — бросает судья.
— Забрать, — садится на место адвокат.
Судья Устинов недовольно возвращает адвокату поручительства за Лукьянову: «Это, видимо, для другого процесса».
Далее судья оглашает представленные следствием материалы. Дело было возбуждено 20 июля по пункту «е» части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий) в отношении неустановленных лиц.
22 июля было возбуждено дело по трем эпизодам получения и, соответственно, дачи взятки. По нему уже проходит Глеб Трифонов.
Рапорт о преступлении был официально заявлен 16 июля 2025 года, а оперативная информация датирована 27 января 2025 года. К делу приложены некие фотографии и выписки с банковских счетов.
Свидетелями по делу проходят некто Попова, Бережная, Разумовская, Ермолаева, Бокина, Ковалева, Матюшкина, Шеляхов, Антипова.
Пролистав материалы, судья Устинов перечисляет поручителей из холдинга «Осторожно. Media»: Чурсина, Насонова, Собчак, Полоротов, Титов.
Поручительства также подали сооснователь Baza Потапов и медиабизнесмен Арам Габрелянов. Далее идут письма от сотрудников «Просто медиа» и Life.
Мать девятилетнего сына Трифонова обратилась к суду с ходатайством о мере пресечения без лишения свободы.
Закончив с материалами, судья Устинов переходит к свидетелям.
Адвокат Михальчик просит вызвать коллег Трифонова Арама Габрелянова и Александра Потапова, а также его мать, но судья Устинов отказывается слушать Габрелянова и Потапова, ему хватило их характеризующих писем.
В зал заходит мать Трифонова.
Юлия Трифонова смущенно улыбается на просьбу охарактеризовать сына: «Он всегда был активным, целеустремленным, самостоятельным. Порядочный, честный и трудолюбивый. Любая мать, конечно, хвалит, но я думаю, многие согласятся со мной».
По словам Трифоновой, сын работал с 14 лет в районной управе, потом пошел в журналистику. Юлия Трифонова по просьбе адвоката подчеркивает, что после смерти мужа сын ее полностью содержит.
«Он очень любит сына, очень любит невесту свою, немножко за меня переживает», — продолжает Трифонова.
— Может, к суду хотите обратиться с просьбой?
— Прошу не отнимать сына.
Теперь выступает сам адвокат Михальчик. Он обращает внимание суда на процессуальные нарушения. Фактически Трифонова лишили свободы перемещения 22 июля в 8:30, но протокол задержания оформили только около 23:00.
Тем временем пресс-секретарь суда передал журналистам, что на заседание по мере пресечения Татьяне Лукьяновой в здании никому остаться не позволят.
Защитник продолжает, что в каждом протоколе и он, и сам Трифонов писали, что допрос проводился в нарушение закона в ночное время.
Михальчик отмечает, что сегодня следователь мог весь день опрашивать Трифонова уже в рабочее время, но этого сделано не было. «Это грубое нарушение права на защиту», — констатирует защитник.
Тем временем в официальном телеграм-канале МВД появился ролик с оперативной съемкой задержания полицейских, которые «передавали третьим лицам информацию».
«Эти сведения в дальнейшем получали публичное распространение», — говорится в ролике.
Задержанные работали в органах МВД Белгородской области, Краснодарского и Красноярского краев.
В суде сегодня прозвучали фамилии троих полицейских, которые, по версии следствия, брали взятки от сотрудников Baza: Ковалев, Аблаев и Ливанов.
Внезапно адвокат Михальчик прямо указывает, что упомянутая в деле банковская карта принадлежит бывшему главреду Baza Никите Могутину: «Те лица, которые есть в материалах дела, либо с Могутиным не знакомы (карточкой кто-то пользовался), либо они сотрудники, журналисты».
Позже, пока судья Устинов был в совещательной комнате, адвокат Михальчик сказал «Медиазоне», что перепутал Трифонова и Могутина.
По версии защитника, платить источникам «гонорар» за информацию — нормальная практика, а показаний самих сотрудников полиции в деле нет.
Адвокат Михальчик считает, что следствие не доказало, что Трифонов был конечным получателем информации от полицейских.
Защитник отмечает, что нашел посты, указанные в материалах дела. Они были опубликованы Baza уже после других крупных изданий, вроде «Коммерсанта» — значит, такая информация для журналиста «ничего не стоит».
Обновлено в 18:28. Внесено уточнение адвоката: он оговорился и имел в виду Трифонова, а не Могутина.
Теперь к суду обращается сам Глеб Трифонов.
— Ваша честь, я не совершал то преступление, которое мне инкриминируют. Но я гарантирую, что я буду являться по первому требованию следователей, по первому требованию суда, по первой необходимости.
Я хотел сказать, что не планирую скрываться и гарантирую, что я не буду скрываться. Потому что я сам лично выдавал свой паспорт заграничный и обычный, выдал все свои телефоны, ну и все, что было запрошено — то есть компьютеры.
У меня не будет даже возможности что-то скрыть, да и желания.
Уже после заседания по избранию меры пресечения Глебу Трифонову адвокат Алексей Михальчик рассказал «Интерфаксу», что материалах дела идет речь о «сумме не более 150 тысяч рублей».
«Там несколько переводов, но даже нет системности», — рассказал защитник.
Адвокат продолжает настаивать, что это была позиция Трифонова как главреда — платить источникам «гонорар» за информацию.
Судья Замоскворецкого суда Ирина Зорина удовлетворила ходатайство следствия и отправила продюсера Baza Татьяну Лукьянову в СИЗО.
Об этом сообщает РБК со ссылкой на адвоката Лукьяновой.
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне