Первой журналисткой, арестованной за «сотрудничество» с ФБК, стала корреспондентка SotaVision Антонина Фаворская.
Ее задержали в марте 2024 года после посещения могилы Алексея Навального, арестовали на 10 суток по административной стате о неповиновении полиции, а на выходе из спецприемника задержали снова и отправили в СИЗО, обвинив в участии в деятельности ФБК, который российские власти называют «экстремистской организацией».
Уже заседание по избранию меры пресечения Фаворской было по просьбе следствия закрыто от прессы. Пресс-служба московских судов сообщила только, что журналистку обвинили в «сборе материала, изготовлении и монтаже видеороликов и публикаций для ФБК».
27 апреля 2024 года по делу о «сотрудничестве с ФБК» арестовали еще двоих журналистов: Сергея Карелина и Константина Габова, которые работали на AP и Reuters. В июле в деле появился четвертый фигурант — Артем Кригер из SotaVision.
Расследование дела четырех журналистов было завершено уже в августе 2024-го, рассказали «Медиазоне» адвокаты. Артем Кригер тогда опасался, что судить их в будут в Коврове Владимирской области, где отбывал часть срока Алексей Навальный, но в итоге дело поступило в Нагатинский суд Москвы.
На первом же заседании по делу судья Борисенкова, ссылаясь на письмо из Центра «Э» о якобы готовящихся провокациях, закрыла процесс, несмотря на возражения подсудимых. Прокурор Надежда Тихонова тогда появилась в зале суда в сопровождении вооруженной охраны.
В октябре Мосгорсуд отказался аккредитовать на процесс прессу.
В декабре суд в закрытом режиме допрашивал свидетелей обвинения. В одном из них «Медиазоне» удалось опознать участника уличного опроса, который выходил на канале «Навальный LIVE».
10 апреля прокурор Тихонова запросила журналистам наказание: по 5 лет и 11 месяцев колонии.
Из-за того, что судебный процесс был закрыт от прессы и слушателей, фабула обвинения неизвестна. Когда Антонину Фаворскую выводили из зала после заседания по мере пресечения, она успела крикнуть, что ее судят «за статью о том, как ФСИН пытала Алексея Навального». Позже в письме из СИЗО журналистка утверждала, что ей вменяют «помощь в организации похорон» политика.
Пресс-секретарь Нагатинского суда Виктор Филинков сообщил журналистам, что по решению судьи Натальи Борисенковой, которая слушает дело, никакой съемки сегодня не будет. В здание суда журналистов с фото- и видеокамерами не пустят.
На вопрос «Медиазоны», действительно ли судья Борисенкова запретила съемку, ее помощник и секретарь суда ответили одинаково: «Все вопросы к пресс-секретарю».
Оглашение приговора по делу об участии журналистов в деятельности «экстремистского сообщества» ФБК назначено на 17:00.
У зала собрались 40-50 человек из группы поддержки, люди продолжают подниматься на этаж, где сегодня вынесут приговор журналистам.
За 15 минут до начала заседания толпу начинают оттеснять, чтобы завести подсудимых.
Адвокаты предупреждают собравшихся, что в первую очередь будут запускать родных и близких. Родителей Артема Кригера сразу пропустили поближе к залу.
В очереди на входе в суд стоят политик Екатерина Дунцова и председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков.
Екатерина Дунцова. Фото: Александра Астахова / Медиазона
Николай Рыбаков. Фото: Александра Астахова / Медиазона
Тем временем в зал, где будут оглашать приговор, несут дополнительную скамейку для слушателей.
«Кто поднимет свой фотоаппарат, сразу пойдет на 15 суток», — угрожает пристав репортерам.
Пресс-секретарь суда тем временем отводит журналистов к лифту и там обещает дать три минуты протокольной съемки перед оглашением приговора — но только тем, кто уже успел подняться на этаж.
При этом большинство фото- и видеокорреспондентов еще не поднялись к залу, их не пускали на этаж. Им снимать не дадут.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Журналистов с камерами начали запускать на этаж, где будет оглашен приговор, хотя еще несколько минут назад пресс-служба обещала допустить до съемки только тех журналистов, кто уже успел подняться к залу заседания.
Пристав криком реагирует на каждый поднятый телефон и угрожает вывести нарушителей порядка.
Открылась дверь к конвойной лестницы, откуда сейчас поведут Артема Кригера, Константина Габова, Антонину Фаворскую и Сергея Карелина.
Коридор сразу наполняется криками: «Костя, Серега, ребята!» — кричат собравшиеся и громко аплодируют.
Конвойная собака начинает истошно лаять от криков. Собравшиеся затихают.
Прессе действительно дали всего несколько минут на съемку в зале суда. После того, как их вывели обратно в коридор, у зала начали громко искать родственников подсудимых, чтобы пустить их в зал первыми.
После родственников в зал приглашают представителей иностранных посольств. В зал заходят дипломаты из США, Новой Зеландии, Швейцарии, Великобритании.
В зал пустили часть пишущих журналистов. «Там давка. Мы больше не можем из соображений безопасности пустить ни одного человека. Пожалуйста, примите это!» — кричит пресс-секретарь.
Всего в зал поместилось около 30 человек. «А Путин приедет?» — шутит Артем Кригер, глядя на толпу собравшихся.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Судья Нагатинского районного суда Москвы Наталья Борисенкова приговорила Константина Габова, Сергея Карелина, Артема Кригера и Антонину Фаворскую к 5,5 годам колонии каждого.
После освобождения в течение трех лет им будет запрещено публиковать какие-либо материалы в интернете.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
«Все будет нормально, ребят, не отчаивайтесь, рано или поздно все это закончится. Те, кто мне вынес приговор, обязательно будут сидеть», — говорит Артем Кригер, но его заглушают крики приставов. Они требуют, чтобы все покинули здание суда.
Кригер в ответ просит их не толкать людей. Он, Константин Габов, Сергей Карелин и Антонина Фаворская улыбаются и прощаются с близкими.
Фото: Александра Астахова / Медиазона
Никто не расходится — несмотря на приставов, которые напоминают, что рабочие часы суда окончены и все должны покинуть помещение.
Все громко аплодируют и провожают Фаворскую, Габова, Карелина и Кригера криками: «Ребята вы лучшие!».
«Ну еще будет апелляция, борьба не закончена», — говорит на выходе из зала невеста Артема Кригера. Отец Артема Павел Кригер качает головой: «Совсем нечестный суд».
На выходе из суда адвокаты осужденных журналистов дали комментарии прессе.
Адвокаты настаивают, что вина Артема Кригера, Антонины Фаворской, Сергея Карелина и Константина Габова не доказана.
Приговоры для стороны защиты был ожидаем, но все равно они будут обжалованы.
Адвокат Константина Габова впервые дала комментарий о сути этого уголовного дела, отметив, что она не может рассказать, что происходило в зале суда, но может «немного рассказать о следствии».
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне