В Екатеринбурге главе Ассоциации жертв репрессий Татьяне Знак назначили 30 часов обязательных работ за пост с интервью Насти Рыбки каналу Навального
Судья Ленинского суда Екатеринбурга Екатерина Щеколда назначила главе Свердловской Ассоциации жертв политических репрессий и заведующей отделом «Мемориал памяти жертв политических репрессий» Музея истории Екатеринбурга Татьяне Знак 30 часов обязательных работ за пост 2018 года с видео с канала Алексея Навального. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Административное дело о демонстрации экстремистской символики (часть 1 статьи 20.3 КоАП) полиция завела накануне, 4 февраля.
Поводом стал пост на ее странице во «Вконтакте», который она опубликовала 21 февраля 2018 года. К нему был прикреплен ролик с ютуб-канала Алексея Навального «Настя Рыбка и Алекс Лесли. Большое интервью». В самом посте Татьяна Знак написала: «Ну и к кому обращаться с петициями?». Сейчас он удален.
Формальным нарушением полиция посчитала логотип фонда на обложке видео: красный круг с белыми буквами ФБК внутри него.
Как зачитала судья, оперативник Центра «Э» «выявил» этот пост 17 декабря 2025 года.
Протокол составил сотрудник отдела по исполнению административного законодательства УМВД по Екатеринбургу майор Отар Амоев. Он же возбуждал административные дела против киноведа «Ельцин Центра» Вячеслава Шмырова, уличного музыканта Евгения Михайлова, выступавшего с песнями Монеточки и Noize MC в поддержку группы «Стоптайм», на журналистов «Вечерних ведомостей».
Фото: Медиазона
В суде Татьяну Знак представляет юристка и экс-кандидатка в думу Екатеринбурга Вера Мангилева, которую штрафовали за «дискредитацию» армии по протоколу, тоже составленному Отаром Амоевым.
Мангилева просила прекратить дело с связи с отсутсвием правонарушения, указывая, что пост был опубликован в феврале 2018 года, за три года до признания ФБК «экстремистской» организацией, и Знак не могла знать о будущем запрете. Кроме того, юристка настаивала, что в материалах административного дела нет доказательств того, что изображение с аббревиатурой «ФБК» относится к официальной символике фонда: это не следует ни из решения Мосгорсуда о запрете, ни из его учредительных документов, а справка об исследовании, на которую ссылается полиция, не может считаться допустимым доказательством. Также она указывала на то, что до привлечения к ответственности Знак не выносили предусмотренное законом предостережение.
Также она отметила, что в материалах «только серые распечатки» со страницы «ВКонтакте», а в протоколе указано, что эмблема — красный круг с белыми буквами. «А как мы можем установить эту цветовую гамму, ведь в деле нет красного цвета?» — сказала юристка.
Сам Амоев, составивший протокол, тоже выступил на заседании. Он сказал, что экспертизу с выводом, что логотип на видео является символикой ФБК, предоставил Центр «Э».
— Что она доказывает? — спросила Мангиева.
— Что логотип принадлежит к экстремистской организации.
«Знак разместила публикацию в 2018 году, но правонарушение считаю длящимся, поэтому сроки давности исчисляются с момента обнаружения — декабря 25 года», — сказал полицейский.
Также Вера Мангилева сообщила, что у правозащитницы есть заболевания — сердечная недостаточность и гипертония.
Сама Татьяна Знак в суде отметила, что она «пять часов листала» свою страницу, чтобы найти этот пост и удалить его. Вины она не признала.
«Я не закрываю страницу, потому что делаю анонсы экскурсий по "двенадцатому километру"», — сказала она.
Перед заседанием правозащитница сказала журналистам, что считает дело «заказом». Она тоже сказала, что первый документ в материалах — протокол осмотра ее страницы — был составлен еще в декабре. И напомнила, что до этого был скандал из-за ее интервью местному каналу «ОТВ»: в октябре сюжет вышел в эфир, а затем его удалили. Вчера же в соцсетях стали распространять сообщение, что некие «жители Екатеринбурга» потребовали проверить Знак на признаки оправдания нацизма, поскольку в удаленном интервью она говорила, что индустриализация в СССР проводилась «под руководством американских инженеров», а в 1945 году страна победила «вопреки Сталину». Кроме того, в конце октября о Татьяне Знак писал связанный с пропагандистом Владимиром Соловьевым телеграм-канал «УралLive», критикуя ее за антивоенную позицию.
Татьяна Знак с 2018 года работает заведующей отдела «Мемориал памяти жертв политических репрессий» в муниципальном Музее истории Екатеринбурга. Она курировала издание двухтомника «Книга памяти: Екатеринбург репрессированный 1917 — сер. 1980-х гг.» и организовала научно-практическую конференцию по мемориализации жертв репрессий. В городе она известна как активная защитница важных исторических и культурных памятников.
В июне 2022 года она презентовала в «Ельцин Центре» свою книгу «Любовь в концлагере №1 города Екатеринбурга» об отношениях в условиях «страшной несвободы». С февраля 2025 года она возглавляет Свердловскую областную Ассоциацию жертв политических репрессий.